Монреале

Cобор Святой Девы Марии (S. Maria la Nuova) был возведен за короткое время между 1174 и 1176 годами по приказу Уильяма II. Cогласно легенде строительство великого священного  сооружения было начато по инициативе короля после явления ему Богоматери, которая открылa ему место, где было спрятано сокровище, которое он должен был использовать для благой цели. Король Уильям, вероятно, хотел соответствовать своему деду Роджеру, основателю Cобора  в Чефалу, Сан-Джованни-дельи-Эремити и Палатинской Часовни в Палермо. Таким образом, великий собор служил бы для увековечивания и его имени на протяжении многих веков. Над созданием проекта собора работали   исламские архитекторы, связанные с искусством Фатимиты, которые передали и адаптировали к христианским артефактам, выразительные формы и пространственные решения, характерные для дворцовой архитектуры их страны. Несмотря на не всегда удачные дополнения и реконструкцию, собор сохранился  до нынешних дней преимущественно в своем нетронутом великолепии. Фасад украшен мотивом слепых арок, сегодня частично скрытых портиком, построенным в XVIII веке, под которым находится большая дверь с бронзовыми молотками  1186 года, работа  Бонанно Пизано. Вдоль левой стороны есть еще один длинный портик, работа 16-го века Джан Доменико и Фацио Гаджини, и, наконец, три прекрасные апсиды, сохранившиеся до наших дней  в своем великолепии, выполненные в  известном и лавовом камне. Интерьер собора сохранил свой образ двенадцатого века (кроме деревянного потолка, который был переделан после пожара в 1811 году). Сооружение относится к базиликальному типу, общая площадь : 102 м в длину и 40 м в ширину. Стены почти полностью покрыты золотой мозаикой общей площадью 6340 квадратных метров. Общий уровень этих украшений, как с точки зрения дизайна, так и исполнения, удивительно высок. Исполнение мозаики было поручено византийским мастерам, иконография  носит  греческий характер. Тем не менее, расслабленный вид персонажей, их мягко задрапированная одежда, ритм движений, демонстрируют ясную эволюцию стиля по сравнению с  Палатинской часовней и Мартораной, типично итальянскую  эволюцию. В конце XII века именно итальянским художникам принадлежало  первенство в области иконографического искусства. Мозаичный цикл реализует концепцию триумфа христианства в трех разных временных периодах, изображая: факты, предшествующие Рождеству Христову (Ветхий Завет); эпизоды из жизни Иисуса (Евангелия);  жизнеописания, следующие после Воскресения Христа   и жизни апостолов (Евангелие и Деяния Апостолов).  Во всем основном апсиде  чувствуется господство великого Христa-Пантократорa (правая рука  простирается на два метра), который представляет собой синтез и цель всей сложной композиции.